ПЕТЕРБУРГСКИЙ ПРОФИЛЬНЫЙ КЛАСС
Одной из важных составляющих модернизации содержания школьного образования Министерство образования называет создание профильных классов на старших ступенях обучения. И это совершенно справедливо: в 10-1 1 классах большинство ребят уже определяется если не с выбор деятельности.
А какой у вас профиль?
Согласитесь, почти каждый может о себе сказать, гуманитарий он или технарь, увлекает его больше общение с людьми или работа с компьютером. А значит, и максимальное внимание в выпускных классах следует уделить более углублённому изучению конкретных предметов: физики и математики или истории и обществознания.
Основная цель профильного обучения обозначена следующим образом: это средство индивидуального подхода к освоению школьной программы, позволяющее более полно учитывать интересы, склонности и способности учащихся, создавать условия для обучения старшеклассников в соответствии с их профессиональными интересами и намерениями в отношении продолжения образования. Действительно, дополнительные занятия по профильным дисциплинам помогут будущим абитуриентам более качественно подготовиться к вступительным экзаменам, да и во время учебы в вузе начинающие студенты смогут чувствовать себя более уверенно благодаря солидной базовой подготовке. Обучение в профильном классе позволит ребятам сделать более осознанно выбор будущей профессии. Именно поэтому Санкт-Петербургская межрегиональная ассоциация дополнительного образования создаёт в школах городов и регионов России профильные классы. Обучение в 10-11 профильных классах, кроме базовой подготовки по основным предметам, обеспечит углубленное изучение специальных дисциплин, качественную подготовку к ЕГЭ и поступлению в вуз, освоение программ высшего профессионального образования, позволит сформировать навыки исследовательской работы.
В обучающие программы профильных классов включены также профориентационные программы, дающие представление о будущей профессии, и обучение с использованием мультимедийного оборудования и palm-технологий.
Выбор профессиональных классов СПбМАДО весьма широк. Ребята сами выбирают для себя направление, а следовательно, и предметы, по которым предполагаются дополнительные занятия.
В физико-математическом классе дисциплинами для углубленного изучения стали физика и математика, в экономическом - история и математика, в технологическом (компьютерные технологии) - прикладная информатика, в юридическом - история и обществознание, в гуманитарном - русский, литература и история, в психолого-педагогическом - психология, история, русский, в медицинском - химия, биология, физика, математика.
Обучение проводится на основе учебных программ, разработанных преподавателями вузов Санкт-Петербурга, преподают в профильных классах опытные учителя (для них СПбМАДО совместно с вузом, специализирующимся на подготовке специалистов определенного профиля, проводит обучающие семинары по вопросам профильного обучения в старших классах и работе с мультимедийным оборудованием, медиатекой и материалами для PALM-тестирования). Для проведения учебно-консультационных сессий приезжают профессора петербургских вузов — школьники могут пообщаться с преподавателями профильного вуза, побывать на их лекциях, получить информацию о данном высшем учебном заведении. А чтобы познакомиться с вузом детально, можно приехать в Северную столицу: СПбМАДО традиционно организовывает поездки в Санкт-Петербург в период школьных каникул. Цель таких путешествий - познакомиться с удивительным городом и побывать в петербургских университетах.
Мастер-классы самых лучших учителей
В каждом педагогическом коллективе обязательно есть свои «звезды». Это самые талантливые, самые увлечённые своей работой учителя. Стандартный урок по шаблону для них - мука. Они придумывают авторские программы, новые методики, деловые игры и тренинги, помогающие лучше усвоить пройденный материал. Учиться у таких педагогов - огромное счастье. И теперь у старшеклассников появилась замечательная возможность побывать на их мастер-классах.
«Мастер-класс» - так называется новая программа, которую предлагает учащимся
старших классов Санкт-Петербургская межрегиональная ассоциация дополнительного
образования. Будут созданы группы по пятнадцать человек, и в творческой
обстановке старшеклассники смогут обсудить весьма актуальные темы. Например,
разве не востребован мастер-класс «Формирование орфографической зоркости»? А
есть ещё и «Нетрадиционные методы решения алгебраических уравнений», и «Прикладная
физика и физические основы информатики», и «Создание сайта и его защита от
несанкционированного доступа», и многие другие интересные вопросы.
В СПбМАДО готовится к выпуску сборник программ мастер-классов. Несомненно, такая книга поможет распространению ценного педагогического опыта и новаторских разработок.
PALMa первенства
Сенсорный профориентационный комплекс по учету «портфолио» более эффективно оценивать успехи учащихся, а также стимулировать освоение учебных программ. Разработка Санкт-Петербургской межрегиональной ассоциации дополнительного образования предполагает использование электронного Банка личных достижений школьников, являющегося составной частью сенсорного профориентационного комплекса. Для каждого учащегося открывается счет в Банке личных достижений, на котором накапливаются сведения об интеллектуальном капитале ученика -о победах в олимпиадах, конкурсах, спортивных соревнованиях, участии в семинарах, научно-исследовательских конференциях школьников, концертах, школьных мероприятиях, других проектах. Одним из пунктов «порт-фолио» являются «компьютерные права», получаемые школьниками в зависимости от имеющихся пользовательских навыков, владения языками программирования и т.д.
Комплекс позволяет определять общий рейтинг класса, школы, отдельных учащихся, а также всех, кто имеет свой счет в Банке личных достижений независимо от территориального расположения учебного заведения.
Сенсорный профориентационный комплекс содержит информацию об учебных заведениях Санкт-Петербурга и других городов Российской Федерации, о различных образовательных мероприятиях, проводимых школой, районом, городом, регионом, а также о мероприятиях общероссийского масштаба. Программное обеспечение сенсорного комплекса включает демонстрационные версии тестов по общеобразовательным предметам, контрольно-измерительные материалы по единому государственному экзамену, наиболее актуальные вопросы образования, приведенные в справочном периодическом издании Санкт-Петербургской межрегиональной ассоциации дополнительного образования «Образование: 100 вопросов -100 ответов». Сенсорный профориентационный комплекс также содержит информационные материалы и фотоотчеты о работе мультимедийных сетевых учебно-профориентационных кабинетов «Петербургский класс», о различных мероприятиях, проводимых Санкт-Петербургской межрегиональной ассоциацией дополнительного образования. Благодаря комплексу имеется возможность подключения к образовательным Интернет-порталам России.
Всем школьникам, принимающим участие в программах профильного обучения и в мастер-классах, выдаются зачётные книжки, где фиксируются все этапы обучения, все достижения учащихся по исполнению проектов, написанию рефератов, творческих работ, результаты всех видов тестирования и участия в олимпиадах разного уровня. Ребята получают право посещать установочные сессии, где читают лекции профессора из Санкт-Петербурга, участвовать в региональных и Всероссийских олимииадал, организованных СПбМАДО, бесплатно пройти выпускное тестирование. Успешно завершившие курс обучения будут рекомендованы к поступлению в вузы, сотрудничающие с СПбМАДО.
Занимаются учащиеся профильных классов и мастер-классов в мультимедийном сетевом учебно-профориентационном кабинете «Петербургский класс», оборудование которого позволяет вести урок на современном уровне.
«Петербургский класс» - проект по созданию в школах российских регионов мультимедийных сетевых учебно-профориентационных кабинетов.
В оснащение кабинета входят: телевизор, видеомагнитофон, цифровая камера, спутниковый и HDTV тюнеры, мультимедийный проектор Sanyo PLC-SW20A, совместимый с компьютером, проекционный экран Consul 178MW, комплект PALM-оборудования для проведения тестов, компьютер, оснащенный обучающим программным обеспечением, домашний кинотеатр, включающий проигрыватели DVD, CD, CD-RW, MP3 формата, VHS, медиатека учебных и методических материалов на CD и DVD дисках, универсальные стенды.
Возможности «Петербургского класса»:
•
Учебные: проведение учебных конференций, форумов,
симпозиумов,
мобильный мониторинг уровня предметной подготовки, дистанционное обучение
(интернет-лекции), видео-разбор сложных заданий;
• Демонстрационные: презентации новых обучающих программ и технологий, демонстрации
учебно-профориентационных роликов, показ компьютерной графики;
•
Деловые: деловые встречи с коллегами, родителями,
совещания, подведение итогов за год, обучение сотрудников.
«Петербургский класс» позволяет при помощи современных
Интернет-технологий совершенствовать работу по проведению профессиональной ориентации
школьников, получать сведения о вузах Санкт-Петербурга и других регионов, обеспечивать связь
региона с Санкт-Петербургом, а также
возможность ознакомления с его историей и культурой.
Первый «Петербургский класс» был открыт в декабре 2002 года. На сегодняшний день такие классы
функционируют в 49 городах России. Проект
реализован в городах Астраханской, Волгоградской, Калининградской, Московской, Мурманской, Ростовской,
Самарской, Челябинской областей, Краснодарского края,
Ханты-Мансийского, Ямало-Ненецкого автономных
округов, Республики Адыгея. Проект предполагает открытие
Профильные классы СПбМАДО
Профильные классы, организованные Санкт-Петербургской межрегиональной ассоциацией дополнительного образования (СПбМАДО), в условиях профильного обучения и предпрофильной подготовки школьников помогают старшеклассникам в осознанном выборе профессии и дают им углубленную подготовку по профильным предметам
Обучение в профильном классе обеспечивает старшеклассникам завершение среднего образования, наряду с этим дает им углубленную подготовку по профилирующим предметам и прививает навыки исследовательской работы.
Обучение в профильном классе обеспечивает:
•
дополнительную подготовку по основным предметам
•
углубленное изучение специальных дисциплин
•
качественную подготовку к ЕГЭ и поступлению в вуз
•
получение первоначальной профессиональной подготовки
•
овладение навыками исследовательской работы
•
эффективную подготовку выпускников школы к освоению программ
высшего
профессионального образования
В программу обучения дополнительно входит:
•
углубленное изучение базовых школьных дисциплин
•
изучение
профильных курсов, дающих представление о будущей
профессии
•
специальные программы для подготовки к поступлению в вузы
Санкт-Петербурга
•
установочные лекции ведущих преподавателей вузов
•
использование в учебном процессе современных информационных
технологий (Palm-технологий)
• оснащение учебного процесса библио- и медиатекой
а виртуальное посещение вузов
Санкт-Петербурга
ПРЕИМУЩЕСТВА ОБУЧЕНИЯ В ПРОФИЛЬНОМ КЛАССЕ СПбМАДО
• Углубленное
изучение отдельных дисциплин программы полного
общего образования.
Создание необходимых условий и формирование устойчивого интереса учащихся к занятиям научным и техническим творчеством.
в Использование современных информационно-спутниковых технологий
позволяет вести учебный процесс на качественно новом уровне, совершенствовать работу
по проведению профессиональной ориентации учащихся, широко использовать
информационно-коммуникационные образовательные методики.
Установочные сессии, проводимые на площадках «Петербургских классов» ведущими преподавателями вузов.
в Организация экскурсий в вузы выбранного профиля. Встреча с профессорско-преподавательским составом и студентами-выпускниками СПбМАДО.
• Медиа-видеотека учебно-методических пособий, разработанных
• Проведение
конференций, олимпиад, организованных СПбМАДО.
• Информирование о
новых проектах, разработках рабочей группы по профильному обучению Министерства
образования и науке РФ.
Техническое оснащение профильного класса
Санкт-Петербургской межрегиональной ассоциацией дополнительного образования совместно с Санкт-Петербургским государственным университетом информационных технологий, механики и оптики был разработан проект комплекса тестирования абитуриентов и студентов с использованием наладонных компьютеров Palm и централизованного сервера, обеспечивающего наполнение ПК Palm тестами, их проверку и систематизацию результатов тестирования. Используемая технология дает возможность избежать установки, размещения и поддержки стационарных компьютерных классов, обеспечить проведение тестирования практически в любом помещении: в лаборатории 'или в поточной аудитории, позволяет мгновенно получать результаты тестирования и сообщать их студентам и преподавателям в течение нескольких минут. Тестирование проводится на ПК Palm, производимых в США компанией Palm Inc.
Что из себя представляет Palm? Это карманные компьютеры, работающие под операционной системой PalmOS, разработанной подразделением Palm Computing корпорации 3Com. PalmOS - операционная система, под управлением которой работают компьютеры семейства Palm. Большинство программного обеспечения сторонних разработчиков поддерживает любую версию OS. PalmOS отличается от других операционных систем своей компактностью при наличии всех необходимых функциональных свойств и быстротой работы.
При тестировании учащиеся вместо традиционных бумажных бланков получают КПК Palm с загруженными в них условиями тестирований. Выполняя задания, они либо выбирают правильный вариант ответа, либо вписывают в поля для ввода полученные в ходе решения данные.
Как проходит тестирование?
Перед началом тестирования проводится краткая инструкция тестируемых (при
необходимости):
в Использование КПК Palm (1-10 минут)
• Особенности теста (1-5 минут)
Всем тестируемым выдается КПК Palm. Тестируемые выполняют тест и сдают КПК Palm руководителю. Руководитель сам (или при помощи специалиста) проводит проверку тестов. Это происходит путем поочередного подключения КПК Palm к ноутбуку (или стационарному компьютеру) и выполнения синхронизации. После этого данные обрабатываются к быдястся результат.
Цели и задачи
• Обеспечить
возможность проведения рубежного тестирования знаний.
• Обеспечить проведение
тестов в любых помещениях (без специальной подготовки).
• Обеспечить быструю централизованную и
независимую проверку результатов.
О научно-исследовательской конференции
В 2004 году для учащихся профильных классов и школ Межвузовского подготовительного отделения Санкт-Петербургская межрегиональная ассоциация дополнительного образования провела заочную межвузовскую научно-исследовательскую конференцию школьников и студентов «Образование. Наука. Профессия». Целью конференции стало определение профессиональной направленности, обшеобразовательных знаний, уровня подготовки к освоению учебных программ вузов и достижений в исследовательской деятельности молодежи различных регионов России. Перед конференцией стояли следующие задачи:
• развитие интеллектуального творчества учащихся, привлечение их к исследовательской деятельности в науке;
о повышение научно-образовательного потенциала учащихся, обучающихся в МПО;
в выявление способных и одаренных учащихся в области научно-технического творчества, оказание им поддержки;
в демонстрация и пропаганда лучших достижений учащихся;
в совершенствование работы с учащимися по профессиональной ориентации;
в привлечение к работе с учащимися преподавателей ведущих кафедр вузов.
В рамках конференции были организованы следующие секции:
Секция № 1. Информационные технологии.
Секция № 2. Оптоинформатика и фотоника.
Секция № 3. Информационные технологии в образовании.
Секция № 4. Экономика, менеджмент, бизнес-информатика.
Секция № 5. Современные средства управления вооружением и военной техникой. Информационные технологии в мониторинге и прогнозировании чрезвычайных ситуаций.
Секция № 6. Информационные системы управления в развитии военно-морского комплекса.
Секция № 7. Государственное и муниципальное управление.
Секция № 8. Медицина и наука.
Секция № 9. Окружающая среда и экология.
Секция № 10. Гуманитарные науки.
Секция № 11. Правоведение.
Секция № 12. Дизайн.
Секция № 13. Военное дело.
Секция № 14. История.и регионоведение.
К рассмотрению на конференции принимались рефераты, проекты, творческие работы, исследования по выбранному учащимся направлению. К каждой секции прилагался список тем, рекомендованных вузами